значение:претензия команды к вопросу, оформленная в письменном виде.(подробнее)(скрыть)
Согласно Кодексу, легальны два вида апелляций: А. на некорректность и А. на зачет. Существует также противоречащая Кодексу А. на неправильность чужого засчитанного ответа, практически сейчас не применяемая. Как правило, на турнире А. разрешены (исключения определяются формулой турнира). Обычно разрешаются апелляции обоих типов, но в последнее время стала распространяться практика запрета апелляций на некорректность. Апелляция призвана защитить команды от ошибок Авторов и Редакторов и в этом смысле является важным компонентом ЧГК.
Засчитали апелляцию — команда приобретает лишнее очко; не засчитали — теряет одно свое очко. Рейтинг в случае снятия очка сохраняется (как у команды-апеллятора, так и у других команд). При таком залоге подаются только бесспорные апелляции. Метод запрещен Кодексом .
значение:при таком виде залога каждой команде перед началом турнира дается определенное количество условных апелляционных единиц, обычно именуемых тугриками.(подробнее)(скрыть)
При подаче апелляции вносится определенное количество тугриков. Команда не может подать апелляцию, если на момент подачи у нее не хватает тугриков на залог. Метод обычно применяется в регулярных турнирах..
Сумма взноса определяется так, чтобы выбросить эти деньги команде было жаль, но рискнуть ими — не жаль. При этом Д.з. за разные типы апелляций может отличаться (обычно он выше для апелляций на снятие). Разновидности: переменный залог (который увеличивается для каждой последующей апелляции конкретной команды, если ее предыдущая апелляция была отклонена); возвращаемый залог (который возвращается, если апелляция сочтена разумной, хотя и недостаточной для получения очка).
Он возвращается команде в случае удовлетворения апелляции и удерживается в пользу Оргкомитета турнира в противном случае. А.з. призван уменьшить количество апелляций. Согласно Кодексу , легитимными являются два вида залогов: денежный залог и тугриковый залог (в условных апелляционных единицах, обычно именуемых «тугриками»). Однако на некоторых турнирах применялся и очковый залог.
значение:апелляционное жюри, составленное из экспертов, находящихся в других городах, и рассматривающее апелляции дистанционно, с помощью электронной почты или телефона.(подробнее)(скрыть)
На крупных турнирах в состав АЖ должны входить судьи достаточно высокой квалификации (прошедшие сертификацию). АЖ может быть очным и виртуальным. На турнирах ЧГК АЖ должно состоять не менее чем из трех человек (обычно тремя и ограничиваются, но иногда встречается АЖ из пяти человек). На турнирах по другим интеллектуальным играм возможен вариант даже с одним апелляционным арбитром.
Команда, давшая правильный ответ на вопрос, по своему выбору убирает одного из игроков команды противника. Побеждает команда, выбившая всех шестерых оппонентов.
значение:одна из характеристик вопроса, вычисляемая после его отыгрыша на турнире.(подробнее)(скрыть)
Сам термин А. (А. — альв, хранитель клада нибелунгов) предложен Борисом Бурдой в 2000 году и взят из вопроса ЧГК, положившего начало соответствующей дискуссии. А. вопроса показывает, какие команды его брали — занявшие высокие или низкие места в турнире. А. нормируется от 0 до 1 или от -1 до 1. Понятие А. оказалось малополезным и практически не употребляется.
Перед вопросом сообщается, кто его задает (например, Василий Иванович, Исаак Ньютон, победитель гонки Париж-Дакар, первая жена Генриха VIII...) При этом названный А.в.ф. либо включается в логическую цепочку, необходимую для ответа, либо дает возможность проверить полученный командой ответ.
Сейчас считается недопустимым, хотя на заре игры использовался широко. Одной из главных современных проблем ЧГК является определение границы между допустимым и недопустимым знанием.
значение:разновидность эрудит-квартета , в которой игроки имеют право накладывать вето на некоторые темы, которые они не желают играть.(подробнее)(скрыть)
Соревнуются две или несколько команд. Игра состоит из нескольких этапов. 1) Сначала разыгрываются 6 вопросов по схеме «один против одного» — каждый игрок первой команды играет в одиночку против одного из игроков другой команды. 2) Команды разбиваются на три двойки, и разыгрываются три вопроса по схеме «два против двух». 3) Команды разбиваются на две тройки, и разыгрываются два вопроса по схеме «три против трех». 4) Наконец, разыгрывается один или несколько вопросов полными шестерками. Победитель определяется по количеству набранных очков (при этом он может определиться досрочно; так что несколько последних вопросов могут оказаться не нужными и не разыгрываются). Разбиение команд на группы по 1, 2, 3 человека происходит перед игрой; списки участников каждой группы отдаются ведущему.
значение:иногда к готовому пакету редактор предлагает несколько запасных вопросов на всякий случай.(подробнее)(скрыть)
Могут использоваться в качестве экстренной замены в случае неожиданной засветки, в качестве вопросов дополнительных, в качестве замены при снятии вопроса по апелляции т.д.
значение (1):Реалия, которую вопрос требует в качестве ответа.(подробнее)(скрыть)
Нужно отличать П. от формы вопроса — она может несколькими способами выражать одну и ту же реалию, то есть один П. Например, если в вопросе требуется назвать Арнольда Шварценеггера, то вопрос можно задать в виде: — назовите человека, — назовите фамилию человека, — назовите имя человека, — назовите двумя словами этого человека. При этом каждый раз будут разные формы вопроса, но один П. А вот если в ответе потребовать, например, роль «Конан-варвар» или звание «Мистер Олимпия», то П. уже сменился. значение (2): Реалия, которую вопрос требует в качестве ответа, но не та, о которой идет речь в основной части вопроса, а связанная с ней каким-либо отношением (результат дополнительного хода). Часто этот дополнительный ход требует редкого знания и вопросы с таким П. знатоки не одобряют..
значение:вопрос, предназначенный для обсуждения в интернетных турнирах в течение нескольких часов или нескольких дней.(подробнее)(скрыть)
Это вводит новые ограничения на вопрос (например, команда не должна за время обсуждения взять вопрос простым поиском). Есть некоторая тенденция движения обычных вопросов ЧГК в сторону В.и. (такие вопросы иронически именуются бНОПНЯ).
Иными словами, В.и. — это вопрос, влияющий на относительный результат команд. значение (2): В узком смысле — вопрос, который влияет на взаимное расположение команд, на что-то претендующих. В этом смысле значение расплывчато, но употребляется достаточно часто..
Единственным отличием от обычной игры является наличие на листочке для ответа специального поля (условно называемого «Авось»), в котором команда при сдаче ответа может поставить метку. Без такой метки команда, как обычно, получает 1 очко за верный ответ и 0 очков за неверный. При наличии такой метки команда получает 2 очка за верный ответ и -1 очко за неверный. Иными словами, помечать это поле нужно при уверенности в правильности своего ответа. На практике удобнее всего просто разделить листок для ответа на две части — одна для записи обычного ответа, а другая для ответа «на авось».
значение:проводятся один или несколько отборочных туров и финал.(подробнее)(скрыть)
При этом возможны две схемы. Либо в финал попадает часть команд — те, которые показали лучшие результаты на отборе; в финале все они начинают соревнование с нуля. Либо в финал попадают все команды, но в финале они играют с учетом премиальных очков, количество которых зависит от результата отбора.
значение:на таком турнире в некоторый момент подводятся промежуточные итоги, которые влияют на дальнейшее положение команд и ход турнира.(подробнее)(скрыть)
Типичный пример — турнир с выбыванием. Либо до конца турнира доигрывают все команды, либо некоторые из них выбывают по ходу игры. При этом выбывание может быть «одноразовым» (не все команды попадают в финал), либо постепенным, а зависимости от текущего результата команд.
значение:схема: M команд отвечают на N вопросов, разбитых на K туров.(подробнее)(скрыть)
Основной показатель обычно – суммарное количество набранных очков. Однако встречаются и другие системы: сумма мест в отдельных турах, средний процент набранных очков относительно победителя в отдельных турах, суммарное количество призовых очков, даваемых за места в каждом туре и т.д.
Его рамки определяются или временем (чаще всего это суточный марафон), или определенным объемом пакета (например, в супермарафоне в Одессе-2003 был отыгран 1001 вопрос). За сутки отыгрывается несколько сотен вопросов (например, на суточном марафоне в Одессе-2002 было отыграно около 800 вопросов). Вопросы проще, чем обычные, апелляции запрещены, регулярно объявляются текущие результаты, игроки по желанию пропускают отдельные туры для еды и сна.
значение:командная игра, автором которой является Михаил Перлин.(подробнее)(скрыть)
Участвуют 7-13 команд. Игра состоит из двух предварительных туров и финала. 1) Оба предварительных тура проводятся одинаково. Все команды играют одновременно. В каждом туре задается 25-30 вопросов в зависимости от числа команд. Изначально у всех команд по 5 очков. Команда, «съехавшая» до 0 очков, выбывает из тура; команда, набравшая 10 очков, становится победителем тура. Перед каждым вопросом одна из команд объявляется «жертвой». После чтения вопроса она обязана дать ответ после 15-секундного обдумывания. Если «жертва» отвечает правильно, она получает 1 очко, если неправильно — у нее снимается 1 очко. Если «жертва» неправильно отвечает на вопрос, вопрос «уходит в зал», то есть на него могут отвечать другие команды. Каждой команде перед игрой выдается табличка с номером. Поднятием этой таблички команда сигнализирует о своей готовности к ответу. Фальстартов нет — табличка может быть поднята в любой момент, даже по ходу чтения вопроса. Задача жюри — следить, какая команда подняла табличку раньше. Для команд, желающих ответить, действует то же правило, что и для «жертвы»: правильный ответ — плюс очко, неправильный — минус очко. Отказываться от ответа, если табличка уже поднята, нельзя (минус очко). Ведущий спрашивает команды до тех пор, пока среди них не останется желающих ответить или пока правильный ответ не будет найден. Когда правильный ответ на вопрос найден, ведущий просит ответившую правильно команду назначить «жертву» на следующий вопрос. При этом назначать себя нельзя. Если на вопрос не ответил никто, «жертву» назначает команда, которая была предыдущей «жертвой». Новой «жертве» задается следующий вопрос из списка и.т.д. Тур заканчивается, когда одна из команд набирает 10 очков или когда кончается отведенное количество вопросов. В этом случае побеждает команда с наибольшим конечным результатом. 2) Победители двух туров разыгрывают титул чемпиона по правилам обычного «Брейн-ринга » до 5 или 6 очков.