Типичные примеры: не высказали вслух пришедшую мысль, не услышали прозвучавшую версию, не выбрали правильную версию, просрочили время сдачи ответабланка.
Может возникать из-за акустики помещения, невнимательности Знатоков либо провоцироваться Автором вопроса . Типичные примеры: не полностью или неправильно записали вопрос, не отличили прописные буквы от строчных, не отличили кавычки, не восприняли акростих и так далее.
значение:ошибки в вопросах бывают логическими и фактическими.(подробнее)(скрыть)
Обычно выделяют существенные и несущественные ошибки (которые, соответственно, влияют и не влияют на рассуждения команд). Конечно, граница между ними размыта.
значение:если две или несколько команд имеют одинаковый основной показатель, для определения победителя прибегают к дополнительным показателям.(подробнее)(скрыть)
Чаще всего используются следующие дополнительные показатели. 1) Вопросы дополнительные . Процесс их задания обычно называется перестрелкой . 2) Рейтинг. 3) Сумма мест в отдельных турах. 4) Наилучший результат команды в отдельных турах. 5) Число взятых вопросов (если оно не является основным показателем). 6) Результат на заранее определенном подмножестве вопросов. 7) Средний процент набранных очков относительно результата победителя. 8) Место команды на предыдущем этапе (в многоэтапном турнире).
Это определяет три основных отличия В.т. от обычного вопроса ЧГК. Во-первых, на В.т. допустим более длинный ответ. Во-вторых, желательно, чтобы взять вопрос не помогали справочники и энциклопедии. В-третьих, для взятия В.т. не должно помогать обращение к поисковым системам интернета.
значение:карточки, которые раздаются командам перед началом вопроса (реже при оглашении ответа).(подробнее)(скрыть)
Основные виды Р.м. – рисунок и текст. Последний используется в следующих случаях: вся суть вопроса заключена именно в невозможности задать вопрос устно; есть риск неверного восприятия командами ключевой информации; объем информации слишком велик для прочтения.
Команда получает очко в том случае, если правильно ответит на все мини-вопросы блица. В классическом виде Б. — это три вопроса по 20 секунд обсуждения. Возможно и другое распределение минуты по трем вопросам, например, 10+20+30 секунд. Распределение времени может быть связано со сложностью мини-вопросов или быть подсказкой. Вопросы в Б. обычно каким-либо образом связаны между собой. Блиц из двух вопросов называется дуплетом .
Б.д.о. раздаются перед началом турнира и содержат номер вопроса и номер команды, а на крупных турнирах — штрих-код для автоматической обработки ответов. Б.д.о. (отдельно для каждого вопроса) хранятся как минимум до конца срока подачи апелляций (а в случае наличия последних — до решения апелляционного жюри). Игроки команд не имеют права дотрагиваться до Б.д.о. с момента передачи их секундантам (ласточкам).
значение:игра, в которой игроки или команды должны по контексту восстановить пропущенную известную строчку в небольшом стихотворном произведении (бескрылке).(подробнее)(скрыть)
Для этого используется идея изменяющейся платы за право ответа (в условных единицах-тугриках). Изначально все команды получают по равному числу тугриков. Команда имеет право играть до тех пор, пока у нее на счету имеется достаточное количество тугриков. В момент запуска минуты обсуждения стоимость ответа на вопрос равна 60 и уменьшается каждую секунду на 1. Нажав на кнопку, команда останавливает таймер и платит за право ответить текущую стоимость вопроса. Таким образом, ответ на первых секундах не всегда является наилучшим решением, даже если этот ответ правилен, поскольку команда тратит слишком большое количество тугриков. Для проведения игры нужна специальная аппаратура. В частности, необходима система вывода секундомера на большой экран, видимый всем участвующим командам (например, компьютер с демонстрируемыми показаниями и проекционный аппарат). Автором этой игры является Илья Миронов (США).
Это задание, рассчитанное на получение ответа с помощью знаний и размышлений. Вопрос ЧГК – множество из восьми компонентов, некоторые из которых не обязательны: 1) Номер вопроса в пакете; 2) Указания по подаче вопроса; 3) Собственно вопрос; 4) Ответ; 5) Указания по зачету и незачету возможных ответов; 6) Комментарий; 7) Источники; 8) Авторы; 9) Раздаточный материал. Обязательными компонентами являются 3, 4, 7 и 8. Номер вопроса включается, если вопрос является частью пакета; он может нести полезную для взятия информацию. Указания по подаче вопроса делаются для Ведущего и секундантов . Указания по зачету и незачету возможных ответов предназначены для удобства работы ИЖ , но на практике указываются не всегда. Комментарий нужен для дополнительных объяснений. Согласно Кодексу , компонент 7) теоретически тоже не обязателен для указания, однако если регламент допускает апелляции, то источник должен быть при надобности предоставлен в АЖ.
значение:состоит из четырех частей – собственно вопроса, ответа, источника и номера внутри темы, который указывает на его сложность.(подробнее)(скрыть)
Чаще это вопрос на чистое знание , но встречаются вопросы на сообразительность. Объединяются в отдельные темы «Своей игры» по пять вопросов увеличивающейся сложности. Разновидности: вопрос-аукцион , кот в мешке .
значение (1):Основной вид задания в интеллектуальных играх.(подробнее)(скрыть)
То же, что вопрос ЧГК, вопрос брейновский , вопрос «Своей игры». значение (2): Первый компонент вопроса ЧГК — собственно вопрос; 3. Последняя часть собственно вопроса ЧГК — вопросительное предложение. Впрочем, иногда его нет — при формулировке типа «назовите...» или «продолжите ряд...» Вопросом в этом значении выражается пуант..
Команды А и В думают одновременно над одним и тем же вопросом. Если команда А отвечает, то тем самым она отправляет соперника в нокдаун. Однако у команды В остаются шансы выйти из нокдауна — пока идет отсчет 1, 2, 3... 10, она имеет право дать свой ответ. Если команда В успевает ответить и этот ответ верен, то обе команды получают следующий вопрос. Если же команда В не успевает или ответ неверен, то очко достается команде А.
Круговой турнир на М команд (каждая проводит по матчу со всеми остальными командами). Матч разыгрывается по правилам брейна ; он состоит ровно из шести вопросов без накопления (то есть может закончиться со счетом 0:0, 6:0, 4:1 и т.п.) За победу в матче команда получает 2 очка, за ничью — одно. Победитель определяется по количеству набранных очков. При равенстве очков у нескольких команд в расчет принимаются либо результат личных встреч, либо общая разница взятых и не взятых вопросов. Достоинства: как и в любом многотуровом соревновании, элемент случайности практически исключается. Недостатки: требуется много времени (всего играется М(М-1)/2 матчей); поэтому обычно он проводится в несколько дней. Возможен и турнир в несколько кругов.
значение:вопрос, на обсуждение которого минуты не требуется, и потому более пригодный для игры в брейн , чем в ЧГК .(подробнее)(скрыть)
По сути практически любой вопрос ЧГК , где ответ может быть дан в устной форме, вполне можно задавать и в брейне . К В.б. предъявляются более слабые требования, чем к вопросу ЧГК . Все послабления вызваны увеличенным количеством необходимых вопросов.
Автор — Евгений Поникаров (название принадлежит Константину Алдохину). В игре участвуют две или несколько команд. При этом команда, давшая правильный ответ на вопрос, лишается одного из своих игроков (по выбору команды). При неправильном ответе всех команд не выбывает никто. Побеждает команда, исчезнувшая первой; она называется «чеширским котом». Последний участник команды, принесший ей победу, называется «улыбкой чеширского кота». Острая и динамичная игра, реализующая повышенную личную ответственность игроков. Очень интересным оказалось сочетание «Ч.к.» с игрой на три или четыре команды.
значение:выраженный в числовом виде показатель суммарных результатов команд на турнирах ЧГК за определенный срок.(подробнее)(скрыть)
Может основываться на местах, занятых командами, или на количестве взятых ими вопросов (например, на процентном соотношении результата команды и результата победителя турнира). Сейчас используется «местовой» рейтинг. На его основе определяется участие в некоторых турнирах.