Анна Жижко. Сленг участников интеллектуальных игр. Продолжение. Начало здесь.

3.3 Из истории интеллектуального движения

4 сентября 1975 года официально считается Днем рождения игры «Что? Где? Когда?». В этот день впервые вышла в эфир «Семейная викторина "Что? Где? Когда?"». В передаче приняли участие две команды — семья Ивановых и семья Кузнецовых из Москвы. Передача снималась частями — сначала в гостях у одной семьи, а потом — у другой. Каждой команде задавалось по 11 вопросов. Два сюжета соединялись в один при помощи фотографий из семейных альбомов Ивановых и Кузнецовых. В эфир вышла 1 программа. 1975 год — это год поиска формы игры. Волчка в передаче еще не было.

В 1976 году «Семейная викторина "Что? Где? Когда?"» превратилась в телевизионный молодежный клуб «Что? Где? Когда?». В записи передачи 1976 года приняли участие студенты нескольких факультетов МГУ. В игре появился волчок. Минуты обсуждения еще не было. Участники игры отвечали на вопросы сразу, без подготовки. Каждый участник играл сам за себя. Стрелка волчка выбирала того человека, который будет отвечать на вопрос телезрителя. В.Я. Ворошилову в то время было запрещено появляться в кадре, поэтому первым ведущим игры стал Александр Масляков. Он провел всего одну игру.

В 1977 году ведение передачи переносится за кадр. Ведущего в кадре сменили четыре голоса за кадром. Среди новых закадровых ведущих был и Владимир Ворошилов, он был основным ведущим игры, остальные голоса выполняли вспомогательную роль — озвучивали письма телезрителей. Кто вел передачу «по ту сторону экрана» для телезрителей долго оставалось загадкой. А за Владимиром Ворошиловым прочно закрепилось «прозвище» «Инкогнито из Останкино». В 1977 году волчок впервые указывает на письма телезрителей, а не на отвечающего игрока. В игре появляется минута обсуждения. В клубе появилась традиция вручать приз телезрителю за лучший вопрос. В зале поселился живой символ передачи — филин Фомка.

С 1978 года В.Я.Ворошилов становится единственным закадровым ведущим игры. Игры в телевизионном клубе «Что? Где? Когда?» становятся традиционными и постоянными.

В 1979 году участники передачи впервые называются знатоками. В игре появляется первая музыкальная пауза. У команды клуба появились тренеры: кандидаты психологических наук Борис Братусь и Александр Асманов, преподаватель кафедры социальной психологии Адольф Хараш. Тренеры могут брать тайм-аут, могут производить замены отдельных игроков или всей шестерки. В игре от 9 апреля впервые ведется официальный счет игры.

В игре от 23 апреля 1980 года впервые упоминается имя ведущего игры: «Вел передачу Владимир Ворошилов«. Появился специальный книжный приз «За уверенность в своих знаниях». Первым обладателем этого приза стал Олег Долгов. Новое правило: в критической ситуации проигрывающей команде давался особый шанс — финальный раунд можно было играть всем клубом.

В 1982 введены новые правила. Игра продолжается до шести очков. Всю игру играет одна команда знатоков. Если знатоки выигрывают, они продолжают участие в играх сезона. Если знатоки проигрывают, они уступают место в клубе новичкам. В составе клуба 36 человек — 6 шестерок. Перед началом каждой игры проводится жеребьевка: волчок выбирает капитана, команда которого будет играть. Один раз за игру шестерка знатоков может попросить помощь клуба и взять тайм-аут. С командой работают психологи.

В 1984 году игрокам во время минуты обсуждения разрешено пользоваться справочной литературой: БСЭ, словарями Ушакова, Ожегова и Даля, Философским энциклопедическим словарем, Географическим энциклопедическим словарем, Физическим энциклопедическим словарем, Химическим энциклопедическим словарем, Советским энциклопедическим словарем. Появилась скамья штрафников, на которую отправляется игрок, давший неверный ответ. Штрафники возвращаются за игровой стол после первого выигранного знатоками очка. Знатоки играют шестерками. Исключение: матч-реванш и финальная игра. Первый матч-реванш за возвращение в клуб лучших знатоков (24 апреля). Состоялся первый финал года с непосредственным участием телезрителей.

Учрежден приз «Хрустальная сова». С 1984 по 1990 год приз вручался один раз в год — лучшему игроку года в команде телезрителей и в команде знатоков. С 1991 по 2000 год приз вручался два раза в год — в финале летней и зимней серии. Исключением стали юбилейные игры 2000 года, когда «Хрустальная сова» вручалась лучшему знатоку каждой игры серии. С 2001 года «Хрустальная сова» вручается 4 раза в год в финальной игре весенней, летней, осенней или зимней серии. Приз получает лучший игрок победившей команды — знаток или телезритель. Две первые «Хрустальные совы» 1984 года были изготовлены на стекольном заводе в г. Гусь-Хрустальном Владимирской области. С 1985 года приз «Хрустальная сова» делают на Львовской экспериментальной керамико-скульптурной фабрике (гнутое стекло, ручная работа, художник по стеклу В.В.Драчук).

В 1987 году состоялась серия международных игр «Что? Где? Когда?». Три прямые трансляции велись из здания Народного Дворца культуры им. Людмилы Живковой в Софии (Болгария). Играли: сборная членов национального Клуба знающих (Болгария) и сборная команда знатоков клуба «Что? Где? Когда?» (СССР)

В 1988 прошла новая серия игр в международном клубе «Что? Где? Когда?». Играли команды СССР, США, Болгарии, Польши, Франции. Серия состояла из пяти отборочных игр и финала. Основное правило сезона: «Один — за всех, все — за одного». Против телезрителей играет не одна шестерка знатоков, а весь клуб — 13 шестерок знатоков. Любая команда знатоков может ответить за весь клуб, и весь клуб несет ответственность за этот ответ. Любая шестерка может опротестовать ответ предыдущей команды. За окончательную версию клуба принимается ответ, который был дан последним. Одна шестерка знатоков играет только блицтурнир. Команда, выигравшая раунд, становится командой-лидером игры и получает преимущественное право при ответе на очередной вопрос. Команда, закончившая игру за столом лидера, получает право выхода в финал. Право выхода в финал получают также рекордсмены серии — команды, которым удалось наибольшее количество раундов продержаться за столом лидера. Начиная со второй отборочной игры, введено новое правило: шестерка, давшая неверный ответ и проигравшая раунд, прекращает свое участие в играх сезона. Спасти игроков команды может только выигранная клубом игра. Прямые трансляции велись из Центра международной торговли («Совинцентр») в Москве. В 1988 году в международном клубе «Что? Где? Когда?» состоялось 6 игр.

С 1990 года все игры телевизионного элитарного клуба «Что? Где? Когда?» проходят в Охотничьем домике в Нескучном саду.

Зимой 1991 года на игровом столе впервые появились деньги. Интеллектуальный клуб становится интеллектуальным казино. Ведущий стал называться крупье. Впервые появляется фраза: «Интеллектуальное казино — единственное место, где можно заработать деньги своим собственным умом». Игровой стол разделен на красные и черные сектора. Каждый вопрос телезрителя теперь имеет свою цену: 100, 300, 500, 1000, 2500, 5000 или 10000 тысяч рублей. Если знатоки отвечают на вопрос — деньги уходят в банк команды, если не отвечают — деньги получает телезритель. Тот, кто возьмет последнее шестое очко (команда или телезритель), получает всю сумму, оставшуюся на игровом столе. Введен титул Бессмертного члена элитарного клуба. Бессмертные члены клуба получают право остаться в клубе, несмотря на проигрыш команды. Атрибутом Бессмертных становится красный пиджак.

В 1995 игре «Что? Где? Когда?» — 20 лет. Игры зимней серии прошли под девизом: «Последняя гастроль. Игры Бессмертных». Александр Друзь был назван лучшим игроком за 20 лет существования элитарного клуба. Он удостоен почетного звания Магистра игры «Что? Где? Когда?» и награжден орденом «Бриллиантовая звезда». Почетное звание «Лучшей команды за все 20 лет существования элитарного клуба» присуждено команде телезрителей. Каждый игрок победившей команды был награжден «Хрустальной совой».

2000 год — «Что? Где? Когда?» 25 лет. В сентябре-октябре 2000 года в клубе состоялась «экспериментальная» серия игр. В борьбу между телезрителями и знатоками включилась еще одна команда — команда пользователей сети Интернет. Зимние юбилейные игры прошли под девизом «Последняя гастроль». На кону была судьба элитарного клуба «Что? Где? Когда?». В юбилейных играх приняли участие: команда знатоков 70-х, команда 80-х, команда 90-х, команда-победитель «экспериментальной» серии и команда Интернета, а также команда детей знатоков клуба «Что? Где? Когда?». Максим Поташев по итогам всеобщего зрительского голосования признан «Лучшим игроком за все 25 лет существования элитарного клуба». Он получил звание Магистра игры «Что? Где? Когда?» и главный приз юбилейных игр — орден «Бриллиантовая звезда». Финал юбилейной серии состоялся 30 декабря 2000 года. Со счетом 6:5 выиграли знатоки. Победа знатоков означала то, что игры в элитарном клубе «Что? Где? Когда?» должны продолжаться. 30 декабря 2000 года Владимир Яковлевич Ворошилов провел свою последнюю игру.

С мая 2001 года автором, ведущим, режиссёром и продюсером игры «Что? Где? Когда?» стал Борис Крюк. 19 мая 2001 года в эфир вышла первая передача Бориса Крюка. С этого момента начинается новая глава в истории игры «Что? Где? Когда?». Первые две серии имя нового ведущего игры держалось в секрете, а голос специально обрабатывался при помощи компьютера. Позже информация о нем перестала быть тайной, но до сих пор игроки в передаче обращаются к ведущему только так: «Господин Ведущий!». Летняя серия игр 2001 была посвящена памяти Владимира Ворошилова (май-июнь). В играх принимали участие лучшие игроки 70-х, 80-х и 90-х годов. Главный вопрос серии: «Быть или не быть программе »Что? Где? Когда?» без Владимира Ворошилова». Для того, чтобы игра продолжалась, знатоки должны были выиграть финальную игру серии, а телезрители должны были большинством голосов проголосовать за продолжение игры. Результат: финал — знатоки выиграли со счетом 6:4. А телезрители проголосовали так: «Игре быть» — 74 819 человек (91 %), «Не быть» — 6 678 человек (9 %). С зимних игр 2001 года знатоки больше не играют на деньги. Теперь в игре «зарабатывают своим умом» только телезрители. Сумма выигрыша зависит от результата голосования по телефону во время прямого эфира. Разница между количеством позвонивших телезрителей, которым вопрос понравился и теми, кому вопрос не понравился, составляет сумму выигрыша телезрителя. Введен «13 сектор». В этот сектор пользователи сети Интернет могут присылать вопросы на игру прямо во время прямого эфира. Введена «Помощь Магистров». В клубе появились новые капитаны — Алесь Мухин, Марина Уфаева.

В 2002 впервые сыграно четыре серии игр — весенняя, летняя, осенняя и зимняя серии. Возрождается традиция приглашать на финал года телезрителей. В зимней серии игр начат отбор игроков в команду МТС. Каждый телезритель получил шанс попасть за стол знатоков. Чтобы принять участие в игре МТС, нужно отправлять SMS-сообщения с ответами на вопросы во время прямого эфира. Наиболее удачливые телезрители получают шанс попасть на отборочный тур и стать членами команды МТС, которая через год сядет за игровой стол. Учрежден новый почетный приз — «Бриллиантовая сова».

«Бриллиантовая сова» — главный приз года. Вручается в финальной игре лучшему игроку победившей команды. Приз «Бриллиантовая сова» выполнен из серебра и хрусталя по технологии «Алмазная грань» (ручная работа). В украшении совы использовано 70 рубинов. Вес «Бриллиантовой совы» более 8 кг.

Главное правило сезона-2004: любая команда знатоков, проигравшая телезрителям, прекращает участие в играх элитарного клуба до конца года. Спасти проигравшие команды может лишь победа команды знатоков в финале года. Осенние игры — отменена традиционная раскладка писем телезрителей на столе перед началом игры. Появилась вращающаяся люстра, в мониторах которой видны фотографии всех игроков команды телезрителей. В сезоне 2004 года шесть команд знатоков проиграли свои игры. В финал года вышла команда Андрея Бычуткина, которая выиграла у телезрителей со счетом 6:5. Все проигравшие команды получили право играть в элитарном клубе в 2005 году. В финальной игре игрок команды Андрея Бычуткина Ася Шавинская стала первым в истории клуба знатоком-обладателем "Бриллиантовой совы". 2005 год — год 30-летия игры «Что? Где? Когда?». В клубе знатоков появились новые, не совсем обычные для элитарного клуба команды игроков. В юбилейный год к традиционным правилам игры добавились «правила прошлых лет». В зимней серии появились сектора «Блиц», «Суперблиц», а также начало действовать правило удаления игрока за неправильный ответ. Сезон Юбилейных игр 2005 года состоял из 4 серий: весенней, летней, осенней, зимней серии и финала года. В весенней серии игр свои силы в качестве знатоков попробовали четыре новые команды: команда лучших телезрителей (набрана из телезрителей, которые присылали вопросы на игру и обыгрывали знатоков), команда любителей и поклонников игры «Что? Где? Когда?» (в состав команды вошли: певец Николай Басков, автор детективных романов Татьяна Устинова, автор песен и стихов Лариса Рубальская, композитор Александр Журбин, депутат ГД РФ Олег Морозов, юрист Михаил Барщевский — капитан), команда абонентов МТС и команда ведущих Первого канала (Арина Шарапова, Яна Чурикова, Николай Дроздов, Юрий Вяземский, Валдис Пельш, Владимир Меньшов — капитан). Наилучший результат в весенних играх показала команда любителей и поклонников «ЧГК» во главе с Михаилом Барщевским, обыгравшая телезрителей со счетом 6:4, и получившая шанс продолжить свое участие в летних играх элитарного клуба. Лучшим игроком команды стал Николай Басков. Финальная игра года состоялась 24 декабря 2005 года. Игра закончилась со счетом 6:3 в пользу телезрителей. Обладателем главного приза года, «Бриллиантовой совы», стала телезрительница Жанна Полянская. С 2001 по 2005 год вопросы Жанны Полянской играли пять раз. Три раза телезрительница из Сыктывкара была участницей финальной игры года. Вопрос, выпавший в финале 2005 года, принес Жанне пятую победу над знатоками. Так же, как в финальных играх, посвященных 20-летию и 25-летию «Что? Где? Когда?», в финале игр 2005 года был назван новый Магистр игры «Что? Где? Когда?». Третьим Магистром игры стал Виктор Сиднев, играющий в элитарном клубе с 1979 года.

«ТЭФИ» — ежегодная Национальная телевизионная премия. Присуждается за наиболее значительные произведения и выдающиеся достижения в области телевизионного искусства. Премия учреждена Академией Российского телевидения в 1994 году. Несколько раз игра «Что? Где? Когда?» номинировалась на премию «ТЭФИ»:

  • 1997 г. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Развлекательная программа».
  • 2001 г. «Что? Где? Когда?» — победитель конкурса в номинации «Телевизионная игра». Александр Фукс — победитель конкурса в номинации «Оператор». Владимир Ворошилов — приз «За личный вклад в развитие отечественного телевидения».
  • 2002 г. Программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра».
  • 2003 г. Наталия Плуталова — победитель конкурса в номинации «Звукорежиссер».
  • 2004 г. Программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра».
  • 2005 г. Программа «Что? Где? Когда?» вышла в финал номинации «Телевизионная игра».

Черный ящик впервые появился в игре «Что? Где? Когда?» 6 декабря 1983 года. Это был самый первый «черный ящик» на советском телевидении. За время существования игры «Что? Где? Когда?» в черном ящике побывали сотни самых разных предметов: мыло, дирижерская палочка, череп, туалетная бумага, свадебное платье, пух от перины, шпоры, кирпич, головка сыра, кочан капусты, купальник-бикини, будильник, живая бабочка. Несколько раз за всю историю игры в черном ящике было пусто. С 1985 года черным ящиком «заведует» редактор Елена Бялко. По ее признанию, самым «проблемным» экспонатом ящика стал ответ на вопрос телезрителя, прозвучавший в игре от 17 мая 2003 года:

Вопрос: «О художнике XVII в. Герарде Доу ходили странные слухи. Говорили, что каждый день после работы он тщательно закрывал свои произведения, краски и кисти помещал в плотно закрытые ящики. Его мастерская была закупорена, как шляпная картонка. Художник входил в нее на цыпочках и, прежде чем начать работу, подолгу сидел перед полотном неподвижно. В черном ящике находится то, с чем таким образом боролся Герард Доу. Что в черном ящике?»

Ответ: Герард Доу так боролся с пылью. В черном ящике — пыль«. Несколько сотрудников редакции тщательно пылесосили свои квартиры. Потом в редакции скрупулезно просеивали принесенную пыль, а для черного ящика шили специальный защитный мешок, чтобы тот не запылился… В настоящее время в игре используются четыре разных по размеру черных ящика. Все они сделаны из дерева, внутри обиты бархатом. Некоторые предметы кладут в черный ящик перед началом игры, но живую змею или горячие пельмени не положишь в ящик заранее. Тогда в распоряжении редакторов есть всего 15-20 секунд, чтобы «укомплектовать» ящик и передать его распорядителю зала. По статистике последних лет, вопрос с черным ящиком выпадает в среднем три раза за четыре игры. 7 июня 2003 года на Ваганьковском кладбище в Москве был установлен памятник Владимиру Ворошилову — куб из черного отполированного гранита. Строгий и загадочный черный ящик стал символом человека-загадки, гениального создателя игры «Что? Где? Когда?».

Международная Ассоциация Клубов «Что? Где? Когда?» (МАК) — общественная неправительственная организация, созданная в 1989 году по инициативе В.Я.Ворошилова. МАК объединяет клубы интеллектуальных игр многих стран мира и является координирующим центром движения спортивного «ЧГК». Усилиями МАК проведена унификация правил игры, создан Кодекс спортивного «ЧГК», ведется официальный рейтинг команд. Под эгидой МАК проводятся крупнейшие турниры — многоэтапный Кубка Мира, ежегодный Чемпионат Мира, Открытый Кубок России, Открытый Всероссийский Синхронный Чемпионат. Отдельными направлениями деятельности МАК занимаются соответствующие Комиссии. Руководящим органом МАК является Правление. В состав правления МАК, избранного в 2001 году на IV Конгрессе организации, входят:

Президент МАК:

Наталия Ивановна Стеценко — соавтор основателя телеигры и движения «Что? Где? Когда?» Владимира Яковлевича Ворошилова.

    Вице-президенты:

  • Александр Друзь,
  • Андрей Козлов,
  • Борис Крюк,
  • Максим Поташев,
  • Члены Правления:

  • Владимир Белкин
  • Леонид Черненко
  • Дмитрий Соловьев
  • Евгений Алексеев
  • Александр Рубин
  • Константин Алдохин
  • Елена Кисленкова
  • Михаил Мун
  • Михаил Левандовский
  • Яков Зайдельман

<< оглавление     |     сленг интеллектуальных игр >>